Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart
Об авторе:
Сэм Уо́лтон (29.03.1918 — 5.04 1992) - американский бизнесмен, основатель сетей магазинов Wal-Mart и Sams Club. С 1985 по 1988 гг. журнал Forbes признавал Сэма Уолтонасамым богатым человеком Америки.
Краткая справка:
Wal-Mart – компания, розничной торговли, сеть магазинов дискаунтеров.
Основана в 1962 году и в рейтинге Fortune Global 500 заняло первое место по выручке в 2011 году. Оборот компании в год - $408,1 млрд. долларов. Прибыль - $13,4 млрд долларов.
Впечатляет количество магазинов компании - 10 130. И просто завораживает количество персонала - 2,1 млн.
Сразу же хочу отметить, что книга очень интересная и полезная. Читал в отпуске, когда вроде и не до бизнес литературы, но оторваться было очень сложно. Просто зачитался.
На первый взгляд, можно сделать вывод об этой книге, как о типичном изложении «американской мечты» человеком, который «сделал себя сам» («a man who has made himself»).
Что можно ожидать от такой книги? Как правило, это повествование о том, как я тяжело работал, как я долго и упорно работал, как я всего достиг и т.д…
И все это есть в этой книге – и рассказы о тяжелой работе, и о трудовых подвигах, и о тяжелом пути Сэма Уолтона.
Книга состоит из 18 глав, каждая из которых описывает один из этапов создания компании, и рассказывает почему было принято то, либо иное решение, как оно повлияло на дальнейшее развитие компании. И на основании каждой главы выведено определенное правило, которое помогало и Сэму Уолтону и Wal-Mart.
Что меня больше всего поразило и вхохновило в этой книге:
- Рыночная прозорливость Сэма Уолтона. Когда в Америке только начиналось становление магазинов-дискаунтеров, то именно он был их пионеров, увидев в этом очень привлекательную нишу. Причем эта ниша была в городках американской глубинки – от 4000 до 10 000 человек.
- Превращение продаж в театр. Самый первый его опыт – это автомат по продаже мороженного, купленный в шестидесятых годах в кредит за 1800 долларов. Это автомат каждый день привлекал массу зевак и конвертировал их в покупателей. Или, например,в одном из магазинов была воскресная акция и распродажа «Найди спрятанный телевизор и купи его за 22 цента». Итог акции – почти все товары были куплены, а магазин практически разгромлен покупателями.
- Жесткое отношение к затратам компании. Резиденция компании так и осталась в провинциальном городке, в офисе простая мебель и топы компании летают эконом классом. Современный пример такой же экономии – это Джеффри Безос, основатель Amazon.com. В офисе Amazon.com рабочие столы настолько грубые и простые, что новые сотрудники обрабатывают свои рабочие места с помощью наждачной бумаги.
- Огромная работоспособность и мобильность Сэма. Начало рабочего дня – в 4-30 утра, окончание – в 21-00. А для проверок своих первый магазинов и их визитов он еще в шестидесятые использовал одноместный легкий самолет. Кстати, теперь в штате компании более 20 самолетов для региональных менеджеров компании (США).
- Агрессивное развитие компании и жесткая ценовая война с конкурентами. Одержимость низкими ценами для клиентов.
- Умение подбирать себе лучших людей в компании. Настойчивость и последовательность в этом вопросе.
- Готовность делиться с сотрудниками прибылью компании. К примеру, после начала продаж акций компании на бирже, каждый сотрудник мог купить акции по льготной цене или реинвестировать в них годовой бонус. Итог – акции компании в среднем росли на 30% в год, и история компании насчитывает несколько сотен (или даже тысяч) миллионеров, выросших из обыкновенных сотрудников (водители, продавцы). Эти люди работали в среднем лет по 20-25 в компании и каждый год реинвестировали деньги в покупку новых акции.
- Очень внимательное и чуткое изучение опыта конкурентов или другого удачного отраслевого опыта.
Итог.
Рекомендую всем для прочтения. Кстати, найти ближайшие книжные магазины можете на карте Киева maplos. Книга – отличная бизнес история от первого лица – Сэма Уолтона, странноватого бизнесмена из американской глубинки в бейсболке Wal-Mart.
Видеоистория Wal-Mart.
P.S. Ниже привожу основные правила Сэма Уолтона.
- Будьте преданы своему делу. Верьте в него больше, чем другие.
- Делитесь своими прибылями со своими сотрудниками и обращайтесь с ними, как с партнерами. В ответ они начнут относиться к Вам так же, и вместе вы достигните таких высот, о которых даже не мечтали.
- Стимулируйте своих работников. Постоянно, день за днем, ищите новые методы стимулирования и поддерживания соревновательного духа в коллективе.
- Делитесь любой доступной информацией со своими сотрудниками. Чем больше они знают, тем больше понимают. Чем больше они понимают, тем больше будут заинтересованы в успехе дела.
- Высоко цените все, что делают Ваши сотрудники. Ничто не заменит нескольких искренних слов похвалы, произнесенных вовремя. Они обойдутся вам даром, а принесут целое состояние.
- Отмечайте свои успехи. Умейте посмеяться над своими ошибками. Не принимайте себя слишком всерьез.
- Прислушивайтесь ко всем, кто работает в Вашей компании. Люди, работающие на переднем крае, те, кто общается напрямую с клиентами, - действительно знают как обстоят дела.
- Опережайте ожидания своих клиентов. Дайте им то, чего они хотят, и чуть-чуть больше.
- Следите за своими расходами больше, чем за своими конкурентами.
- Плывите против течения. Найдите свой собственный путь. Не руководствуйтесь избитыми истинами.
Книга, которая создала немало шума, и недавно получила в Америке премию «Лучшая бизнес-книга
Первый раз держу книгу, посвященную коммуникационным идеям.