Закрыть

Порог входа в бизнес по разработке  сайтов был и пока остается низким. Что на само деле нужно на старте?

Офис на 2-3 рабочих места, или субаренда рабочих мест у знакомых, пара домашних компьютеров, желательно программист в составе основателей и все. 

Рынок разработки сайтов растет на 30% ежегодно, всем игрокам хватит клиентов.

Здесь я не буду касаться вопросов позиционирования (о стратегии позиционирования веб-студий расскажу в следующем посте), поиска первых клиентов, управления проектами и т.д.

Здесь я попытаюсь рассказать, почему веб-студий много открывается, и также много закрывается. По статистике, наиболее частая причина – это не отсутствие клиентов, а плохое управление финансами.

1. Проблемы быстрого роста.

Ваша студия нашла первый десяток клиентов, все в работе – дизайнер, программист, менеджер проектов. Каждый день вам в компанию приходят новые заявки (лиды) и будущее кажется четким и понятным. Вы начинаете набирать персонал, оплачивать новый просторный офис и в районе получше (ведь это важно для будущих клиентов).

 

И что же происходит на самом деле?

  • Новые сотрудники требуют периода адаптации.
  • Ранее вы управляли собой и всей команде было понятно, что делать. А теперь у вас уже достаточно много сотрудников, но такт как прослойка среднего менеджмента еще не сформирована, а платит профессиональному управленцу вы не может. И теперь вы и управляете собой, и проводите переговоры, и раздаете задания всем – от менеджеров проектов до программистов.
  • Структура получается плоская, или горизонтальная.
  • И самое главное, – компания растет, вроде бы есть и заказы, и деньги, но маржинальность направления вам пока трудно просчитать. Если же вы начинает продавать клиентам и SEO, и контекстную рекламу, и SMM – вообще непонятно, где какая маржа.

Выводы.

  • Неконтролируемый рост бизнеса – это плохо, но излечимо. Этот этап проходят все компании, со вторым-третьим бизнеcом будет проще.
  • Увеличение компании требует новых подходов к управлению людьми и процессами. а также времени и денег (денег из прибыли) на эти управленческие решения.
  • Другие направления бизнеса нужно развивать только тогда, когда прибыль от нового направления есть сейчас, в этом месяце, а не познее (в перспективе).

2. Ненастроенный финансовый учет.

Многие компании, и наша в том числе, прошла этот период. Когда бизнес очень быстро растет,  каждый день и новые клиентов и проекты, трудно думать об учете. Учете затрат, доходов, рентабельности проектов и отдельных направлений.

Задача основателей компании – рост бизнеса. И в такой ситуации очень трудно ответить на «скучные» управленческие вопросы.

  • Какова рентабельность вашей компании за прошлый месяц?
  • Какова рентабельность вашей за квартал и за год?
  • Какие направления деятельности компании наиболее рентабельны или убыточны? Люди не умеют прогнозировать свое время.

Если вам трудно ответить на эти вопросы, то это только вопрос времени, когда бизнес может оказаться под угрозой. Финансовые проблемы имеют свойство накапливаться и аккумулироваться.

Выводы.

  • Найдите или составьте форму, в которую будете вносить расходы, доходы (Эксель подходит).
  • Введите правило планировать финансы на месяц и квартал. Без планирования ваша работа будет напоминать, как говорят, "гадание на кофейной гуще", а в нашем случае справедливо сказать онлайн гадания.
  • Ведите учет времени проектов – это самый главный фактор, который или выведет веб-студию наверх, или похоронит.

3. Кассовый разрыв, или отсутствие финансовой подушки.

Клиенты задерживают платежи, разоряются или ругаются с вашей компанией по поводу выполненных работ. Итог – они не платят, или платят не вовремя.

А выплачить зарплаты, налоги, платить за аренду, нужно в срок. А если компания активно растет, то нужны средства на оборудование, мебель, ПО.

 

Вывод.

  • Чтобы спокойно пережить «низкий» сезон и просроченные выплаты клиентов, нужно иметь финансовую подушку. Она должна составлять не менее 100-130% от вашего месячного оборота.

4. Деление «шкуры неубитого медведя».

Вывод. Вносить в финсовый прогноз только те доходы, которые будет выполнены на 100%. А после того как внесли стопроцентные, на ваш взгляд, поступления уберите из плана еще процентов одну четвертую. Это и будет пессимистичный прогноз. Или, точнее, наиболее реалистичный.

5. Спонсирование убыточных направлений.

Если компании, кроме разработки сайтов, занимается и SEO, и SMM, и контекстной рекламой, то каждое направление нужно анализировать в плане доходности.

Часто бывает так, что при многовекторнои развитии, убычность того или иного направления нивелируется, становиться незаметной.

 

Вывод.

Если направление при активном его развитии (реклама, новые сотрудники) низко маржинально -  до 10-15% или убыточно, то или пересматриваем бизнес-процессы, или режем направление со слезами на глазах.

Желаю отсутвие финансовых проблем!