Очень часто я слышу слова о том, что проводить рекламную компанию во Vkontakte неэффективно в виду того, что в данной соцсети общаются только подростки. Как альтернатива приводится Facebook, где, по словам проводников данной точки зрения, зарегистрированы в основном представители старшего поколения, и, следовательно, более платежеспособного. В качестве одного из аргументов приводится стоимость кликов и показов на этих площадках, например, если вам нужно рекламировать игры для планшетов android бесплатно Сколько стоит реклама в контакте и Facebook сегодня? Чаще всего, стоимость рекламы Vkontakte несколько ниже - многие воспринимают это как один из показателей площадки с менее платежеспособной аудиторией.
Этот вопрос практически всегда поднимается на мероприятиях посвященных SMМ, на которых противники этой позиции отчаянно пытаются убедить присутствующих в противоположном.
Хочу выступить в качестве медиатора и постараться примирить обе стороны, поскольку у каждой из них есть правильные аргументы. Свою позицию я буду аргументировать цифрами и реальными примерами из моей практики.
Прежде всего, нужно четко поставить вопросы:
- «Действительно ли в социальной сети Vkontakte «одни малолетки»?»
- «Действительно ли в социальной сети Facebook преимущественно взрослые люди?»
- «Стоит ли проводить рекламную компанию в соцсети Vkontakte?»
Для того чтобы ответить на первые два вопроса, достаточно посмотреть официальную статистику в соответствующих социальных сетях. Vkontakte необходимо перейти на вкладку «Люди», выбрать возраст, если надо, то и страну, и посмотреть, сколько аккаунтов зарегистрировано по этим параметрам. В Facebook, чтоб узнать количество аккаунтов по определенным параметрам, необходимо начать создавать рекламную компанию. Настраивая объявление, будет отображаться то количество аккаунтов, которое подпадает под выбранные параметры. Теперь цифры.
По данным на 21 октября 2012 года 21:20 киевского времени в социальной сети Вконтакте аккаунтов из Украины в возрасте от 14 до 24 лет насчитывалось 8 652 406, а в возрасте от 25 до 34 4 071 628, т.е. практически в два раза меньше. Идем дальше. Facebook показал, что в первом случае количество аккаунтов составляет 1 161 200, а во втором 1 363 640, что более чем на 200 000 больше.
Пока противники использования Vkontakte в качестве рекламной площадки могут торжественно заявить «а мы же говорили!». Но не для того я в начале говорил, что правы и те, кто не согласен с утверждением про «малолеток» в указанной социальной сети.
А их правота становится видна тогда, когда начинаешь сравнивать не относительные, а абсолютные цифры. Подробнее. Для начала хочу внести некоторые коррективы. Ни для кого не секрет, что в двух социальных сетях зарегистрировано огромное количество «ботов» (несуществующих людей, двойников, аккаунтов компаний, зарегистрированных как живые люди и т.д.). По оценкам специалистов, более 50% аккаунтов социальных сетей Vkontakte и Facebook являются «ботами». Таким образом, смело делим полученные цифры на 2. И получаем новые данные:
Vkontakte от 14 до 24 лет – 4 326 203 Vkontakte от 25 до 34 лет – 2 035 814 |
Facebook от 14 до 24 лет – 580 600 Facebook от 25 до 34 лет – 681 820 |
По исследованиям компании Gemius, общее число пользователей украинского Интернета составляет 13,7 млн. пользователей, при этом из них 33% пользователи в возрасте от 14 до 24 лет и 30% — от 25 до 34 лет. В цифрах получается примерно так: первая группа составляет 4 521 000, вторая — 4 110 000. Таким образом, можем получить процент пользователей социальный сетей от общего числа пользователей интернетом.
Vkontakte от 14 до 24 лет – 95,69% Vkontakte от 25 до 34 лет – 49,53% |
Facebook от 14 до 24 лет – 12,84% Facebook от 25 до 34 лет – 16,58% |
Исходя из этих цифр, можно смело отвечать на два поставленных выше вопроса. Если сравнивать соотношение двух аудиторий в обеих социальных сетях, то очевидно, что во Vkontakte молодой аудитории в 2 раза больше, в то время, как в Facebook меньше почти на 4%.
Однако, на сегодняшний день общее число пользователей во Vkontakte гораздо больше, чем в Facebook, и сравнивая обе аудитории относительно всех, кто пользуется Интернетом, становится очевидно: аудитории в возрасте от 24 до 35 в социальной сети Vkontakte больше в 3 раза, чем на Facebook.
Теперь, зная, что в абсолютных цифрах взрослой аудитории Vkontakte больше, необходимо ответить на вопрос «стоит ли там проводить рекламную компанию?». Особенно актуален этот вопрос для тех, кто анализирует сколько стоит реклама В контакте и Facebook, планируя запуск кампании.
Ответ вроде как очевиден, однако, не все так просто. Тут необходимо немного углубиться в социальную психологию. Существует много исследований, посвященных изучению социально-психологических свойств личности. Одно из направлений в этих исследованиях посвящено вопросу проявления человеком разных моделей поведения, в зависимости от взаимодействия с другими индивидами или группой людей.
Так, каждый из нас является ребенком по отношению к своим родителям, соседом по отношению к своим соседям, другом по отношению к друзьям, некоторые являются еще родителями, супругами, начальниками, подчиненными, врагами и т.д. И в каждом конкретном случае человек ведет себя по-разному, или, как говорят, «использует различные поведенческие матрицы».
С родителями мы позволяем себе быть слабыми, с друзьями – раскрепощенными, с подчиненными строгими, с детьми заботливыми и т.д. Точно также мы ведем себя в разных местах – в музее тихо, на дискотеке расковано, на работе сосредоточено. Не исключением является и посещение нами различных социальных сетей.
Сегодня у среднестатистического пользователя интернета сложилась четкая модель «штамп восприятия» таких соцсетей, как Vkontakte и Facebook. А именно, что первая – это «место, где тусят малолетки», а вторая – это «место, где общаются продвинутые взрослые люди». В связи с этим штампами восприятия, один и тот же человек, имеющий аккаунт в обеих соцсетях, ведет себя в них по-разному.
Во Vkontakte он как подросток (играет в игры, смотрит видео, слушает аудио, развлекает себя размещением забавных картинок, (мужчины — чаще всего на грани или за гранью фола, женщины — забавными картинками с котиками или ежиками) и т.д.), а в Facebook он ведет себя как взрослый (обсуждает политику, поднимает глобальные вопросы, юмор уже выше качеством), т.е. следит за тем, как он будет выглядеть в глазах других взрослых.
На основании этого можно попробовать дать ответ на третий вопрос - «стоит ли проводить рекламную компанию в соцсети Vkontakte?». Ответ – да, стоит, однако с учетом поведенческой матрицы взрослого человека в данной социальной сети. Это должен быть такой контент, который готов воспринимать пользователь в данном месте. Большой ошибкой будет вести компанию во Vkontakte и в Facebook, дублируя и там, и там один и тот же пост.
Мы неоднократно становились свидетелями, когда на одну и ту же информацию (например, картинку) шла диаметрально противоположная реакция, несмотря на то, что аудитория по своему возрасту была практически одинаковая. Размещая фотографию «дельфинчика», группа в соцсети Vkontakte взрывалась «лайками», в то время как на Facebook она не получила ни одного вовлечения.
Аналогично этой ситуации, была история с серьезным контентом с использованием выдержки из статьи одного ученого в сфере социальной психологии. На Facebook вокруг этой темы резко возникло обсуждение, в то время как в Vkontakte это пост получил всего 2 лайка. И таких ситуаций было много, до тех пор, пока мы не начали внедрять совершенно разный подход
Таким образом, общий вывод позволю себе сделать следующий. В своей рекламной/pr стратегии направленной на работу в социальных сетях, стоит использовать как Vkontakte так и Facebook, не сравнивая, сколько стоит реклама В контакте и Facebook - здесь важны другие показатели. При этом с самого начала нужно определить, какого содержания контент будет использоваться на каждой из площадок. В случае правильного планирования можно получить одинаково положительный эффект направленный на решение предусмотренных стратегией задач.